11 Май, 2021

 Пока это пилотный образец, выполненный в мастерских известной петербургской компании «Ремесленник». Почему же не реставрация старых окон? Как подтвердило обследование, проведенное реставраторами, во Флигеле не сохранилось исторических окон – везде стояла советская столярка. Возможно, окна заменили в послевоенные годы, когда Флигель приспособили под жилой фонд и заселили туда семьи.

 На фото 1960-х годов хорошо видно, что расстекловка отличается от обмерных чертежей 1920 года 

- Исторической ценности эти рамы не представляли, плюс микологическое обследование показало, что окна поражены грибком - рассказывает генеральный директор компании «Ремесленник» ДМИТРИЙ ТЕРЕХОВ, - поэтому было решено сделать новые рамы.

 Новые окна будут выполнены по аналогии с историческими, в качестве материала используется сосна.

- Окна Флигеля достаточно просты в изготовлении: небольшие с широкими переплетами. Например, недавно мы работали в Коневецком монастыре – там окно площадью 25 кв.метров. Или, например, окна Кунсткамеры – они сложны из-за тонких переплетов.

 Здесь все просто: двухрамная конструкция, наружная рама открывается на улицу, внутренняя - в помещение. Между ними пространство. Оригинальная фурнитура также не сохранилась. Поэтому мы предложили взять за образец фурнитуру с объектов-аналогов на конец ХIХ - начало ХХ веков.

 Единственная небольшая трудность сейчас при установке - нужно поставить окно так, чтобы оно выступало наружу и внутрь примерно по 7 см с каждой стороны, так как на доме еще появятся внутренняя и наружная обшивки.

- Если все так просто, зачем пилотный образец?

- Перед запуском в производство, конструкцию необходимо согласовать. Одно дело красивый рисунок на компьютере, другое - установка на месте.

Наши окна трудоёмки в производстве: заготовка материала, распилка, сушка в сушилке, проклейка (рамы из трехслойной клееной древесины), сборка. По технологии процесс занимает 2-3 месяца. Поэтому сейчас мы согласовываем конструкцию, чтобы запустить окна в производство.
Планируется, что основная масса окон будет монтироваться в сентябре.

Текст : Ирина Андреева, пресс-служба «Парка Монрепо»

  Иллюстрация обмерных чертежей - правообладатель Museovirasto (Музейное ведомство Финляндии). Авторы: Thom W. Thesleff, R. K., Nordström Е.А.

Фото 1960-х из архива Натальи Тихомировой


 



14 Апр, 2021

   Реставраторы завершили работы по установке кровли на Библиотечном флигеле. Посетители парка уже давно заметили, что работы близки к завершению, в связи с чем задают нам вопросы в соцсетях.

   Во-первых, почему внешний вид башенки с флюгером отличается от старых фотографий?

   Как ответил производитель работ от АО «ПО «Возрождение», реставратор I категории Александр Туфанов, башенку воссоздадут точно по обмерам 1920 года - она примет исторический вид после установки обшивки и декоративных элементов.

   Во-вторых, почему трубы деревянные?

   Как мы уже рассказывали, согласно проекту реставрации, восстановленные печи не будут топиться – это запрещено действующими пожарными нормами. Зато старинные дымоходы прекрасно подходят, чтобы спрятать в них вентиляцию.
Соответственно, вместо печных труб будут функционировать вентиляционные выходы. Вскоре из зашьют металлическими листами и установят дефлекторы (для защиты от атмосферных осадков).

   Сейчас сруб Библиотечного флигеля поставлен на усадку, ведется постоянный мониторинг, заполняется журнал наблюдений. Если все пойдет нормально, и комиссия по мониторингу даст разрешение, то работы по внутренней и наружной отделке дома начнутся уже в июне.

   Что касается Усадебного дома, то по плану работ сруб здания с кровлей должен быть закончен к 1 июня, затем все в обычном режиме: усадка, мониторинг, комиссия.


 



26 Мар, 2021

  На Библиотечный флигель Монрепо вернулся флюгер в виде флажка – он украшал дом около двух столетий. Флюгер появился на здании в начале XIX века и, глядя на него, можно было определить направление ветра.

  Известно, что в начале XXI века, при замене кровли флигель реставрировали, заменив флажок новым, отправив старый в фонды музея. Тем не менее, к началу нынешней реставрации флюгер уже не работал, конструкция имела следы ржавчины и повреждения: были замяты лепестки, на флажке надрывы металла, шарнирные механизмы не работали, стрелка сломана. 

 Реставрация проводилась строго с методическими указаниями авторов проекта, чтобы вернуть флюгеру не только внешний вид, но и функциональность. После «лечения» в мастерской флюгер вновь будет исправно нести службу. И, если, проходя мимо флигеля, вы посмотрите наверх, то, как и 200 лет назад, увидите, откуда дует ветер – главное ориентироваться в сторонах света.

Интересно, а сколько всего в Выборге осталось исторических флюгеров?


 



08 Дек, 2020

   Многие ли знают, что сто лет назад на Библиотечном флигеле находились часы с боем, иначе говоря, куранты? Время отбивалось при помощи колокола, который находился на самом верху башенки.
К сожалению, до нас не дошли исторические упоминания, какой звук был у курантов и как часто они отбивали время. Зато в финских архивах сохранились обмерные чертежи здания 1920-х годов , где мы видим часы и колокол.

   Рассказывает главный архитектор проекта Елена Скрылева, «Архитектурное бюро «Литейная часть- 91»:

 - Судя по устройству, колокол Монрепо был отлит по аналогии с православными традициями из сплава колокольной бронзы – внутри находилось било. Это дает основание предполагать, что колокол был отлит на территории России. Кроме того, на наружной стенке колокола находился ударный молоточек, что тоже просматривается на исторической иконографии, именно с его помощью обивали время куранты.

   Иначе говоря, звук извлекался из колокола двумя способами: наружным молоточком – для курантов, и билом  - например, на случай пожара или другой нужды.
Судя по историческим обмерным чертежам, колокол был небольшой, примерно до 27 кг. Известно, что барон Николаи был лютеранином, поэтому форма колокола отличается от православных колоколов. Мы провели множество консультаций в поисках звучания, с историками, в том числе со специалистами в православных храмах.

   Наконец, было принято решение, это будет звук рынды – звон корабельного колокола. Ведь дом стоит рядом с прекраснейшей бухтой, где в свое время во множестве ходили прогулочные и пассажирские кораблики. Звучание рынды – как перекличка с корабликами, проходящими мимо по глади воды.

  В итоге, в техническом задании исполнителям появилась запись, что колокол должен звучать как двойной угасающий звук, тональность – РЕ мажор второй октавы. На территории России существует несколько производств, где льют колокола по историческим технологиям, сейчас идет выбор подрядчика. Таким образом, мы получим аутентичное звучание.

  Что касается непосредственно часов Флигеля, то от них остался только циферблат из черного листового металла толщиной 3 мм, с фрагментарно сохранившимся покрытием  белой эмалью, а цифры - черной эмалью. Металл циферблата настолько изъеден коррозией, что вряд ли его можно восстановить, что подтверждает лабораторная аналитика. Поэтому будет выполнен точный аналог.

   Из-за отсутствия полноценной иконографической информации мы не можем восстановить исторический механизм часов, он будет современный и автоматически связан с ежечасным ударом молоточка по  колоколу.

   Посетители не заметят современных деталей. На Флигеле будут отсчитывать время часы, с точно таким циферблатом, как во времена баронов Николаи, и каждый час над  Монрепо будет раздаваться мелодичный звук курантов.
Этот звук будет расходиться над Елисейскими полями и бухтой, а в безветренную погоду его можно будет услышать даже на Краю Света.

Текст : Ирина Андреева, пресс-служба «Парка Монрепо»

Иллюстрации обмерных чертежей  - правообладатель Museovirasto (Музейное ведомство Финляндии). Авторы: Thom W. Thesleff, R. K., Nordström Е.А.
Фото Флигеля до реставрации -  из фондов музея-заповедника

Фото восстановленого сруба Флигеля - фото пресс-службы "Парк Монрепо"


 



07 Дек, 2020

На днях реставраторы установили башенку на сруб Библиотечного флигеля. Это важный момент, завершающий общестроительные работы на здании, иначе говоря, сруб Флигеля собран полностью.

Напомним, за два столетия с момента постройки, здание сильно пострадало от от климатических факторов, плесени и насекомых-вредителей

Вследствие чего было принято решение о разборке знания с переборкой всех бревен. Процесс занял несколько лет. Бревна маркировали, составляли ведомости, проводили многочисленные экспертизы бревен до и после разборки здания. Затем исторические бревна очищали, обрабатывали антисептиками и антипиренами. По словам производителя работ от АО «ПО «Возрождение» реставратора I категории Александра Туфанова, в итоге удалось спасти и использовать около 50 % исторических бревен

Теперь здание должно выстоятся, чтобы прошел процесс усадки древесины. Это займет примерно полгода, и только после этого реставраторы приступят к наружной обшивке и внутренней отделке дома.


 



28 Июл, 2020

 Реставраторы завершили восстановление первого этажа сруба Библиотечного флигеля. Осталось восстановить мезонин (надстройку над средней частью дома), после чего будет выполнен монтаж стропильной конструкции. 
Напомним, деревянные бревна исторического здания за минувшие два столетия приобрели сильные повреждения от климатических факторов, плесени и насекомых-вредителей https://vk.com/monrepovyborg?w=wall-99022655_6219

 Как рассказал производитель работ от АО «ПО «Возрождение» реставратор I категории Александр Туфанов, изначально ставилась задача максимум – сохранить не менее половины исторических бревен. И сегодня можно смело говорить, что данная задача выполнена- 50% бревен сруба подлинные.

 Лучше всего исторические бревна сохранились между оконными проемами. Это и понятно: бревна у основания здания и у крыши (окладные и подкровельные венцы) больше подвержены воздействию агрессивной окружающей среды. 
Интересно, что наши предки, в отличие от современных строителей, не стремились к идеальному подбору бревен – все исторические бревна разные по диаметру. При этом обычно использовали местный лес, находящийся вблизи строительства. 
Глядя на собранный сруб, можно хорошо видеть, что реставраторы сохранили этот характерный для ручного труда исторический «почерк».

 В качестве утеплителя также был использован исключительно исторический материал – мох, который обладает хорошими гигроскопичными, бактерицидными и противогрибковыми свойствами. 
По словам Александра Туфанова, завершение работ на кровле флигеля планируется в октябре.

P.S.: Что касается Усадебного дома, то работы по реставрации производятся на удаленной площадке, так как работы по усилению фундамента дома еще продолжаются. Напомним, дом был построен на склоне скалы на насыпной песчаной подушке, из-за чего первые подвижки фундамента были зафиксированы еще в 1790 году. Неудивительно, что фундамент дошел до нас в аварийном состоянии.
По словам производителя работ от АО «ПО «Возрождение», реставратора I категории Александра Туфанова, на сегодняшний день деревянный сруб отреставрирован на 85%.


 



22 Ноя, 2019

На площадке Усадебного комплекса началась сборка здания Флигеля. Рассказывают производители работ от АО «ПО «Возрождение» реставраторы I категории Александр Туфанов и Михаил Климов:

А.Т.: Как уже говорилось, бревна разобранного Флигеля находились на удаленной площадке, где мы сделали повторную выбраковку: посмотрели состояние категорий бревен (I, II, III категории), отсортировали. Затем перевезли сюда, чтобы на плите железобетонного перекрытия заново собрать сруб. Вы можете видеть, что на сегодняшний день в различных участках собрано от 5 до 7 венцов. 

- Сколько процентов исторических бревен вы сохраняете?

А.Т.: Стараемся сохранить примерно 50% исторических бревен сруба.

- Очевидно, что сейчас преобладают новые бревна.

А.Т.: Дело в том, что нижние венцы всегда наиболее пострадавшие. Чем выше мы будем подниматься, тем больше будет исторических бревен. В частности, межоконные пространства будут максимально из исторических бревен.

- Насколько Флигель пострадал от вредителей-насекомых?

А.Т.: По сравнению с Усадебным домом он в гораздо лучшем состоянии. Мы очищаем все исторические бревна, обрабатываем антисептиками и антипиренами. Сейчас, например, ведется обработка специальным антисептиком для низких температур. Весной мы вновь дополнительно полностью обработаем весь сруб.

- Если какие-то особенности при сборке Флигеля? 

А.Т.: Мы стараемся максимально следовать историческим технологиям. Данный сруб был собран с использованием мха в качестве утеплителя. И сейчас мы также прокладываем мох между бревнами. Напомню, мох обладает природными антисептическими и противогрибковыми свойствами, хорошо впитывает и отдает влагу. После сборки срубы обычно подконопачивали: либо мхом, либо натуральным материалом - льняной паклей, что и будет сделано.

- Собираете из местной сосны?

М.К.: Нет, эти бревна из Архангельской области. Они были закуплены еще прошлой зимой. Мы сами родом из Архангельской области, где много работали как реставраторы, знаем делянки с хорошим лесом. Во-вторых, местная древесина более рыхлая по сравнению с Архангельской. Климат там более суровый, соответственно, древесина более плотная. 

- Вы сочетаете старые и новые бревна, которые по-разному реагируют на нагрузку. Не получится, что сруб перекосит?

М.К.: В среднем старые бревна дают меньшую усадку, новые – большую. Если, допустим, сделать одну стену из новых бревен, а другую из старых, сруб может «повести». В нашей практике мы уже исправляли подобную ошибку реставраторов. Здесь высота небольшая – особых сложностей не возникнет.

- Вы ставите сруб прямо на фундаментную плиту перекрытия?

А.Т.: Нет. Летом мы устроили горизонтальную гидроизоляцию (на фото - черная полоса под венцами) для того, чтобы вода, которую набирает бетон через капилляры, не передавалась срубу. Эта мера позволит сохранить нижние венцы сруба на более долгое время. 

- Когда мы увидим весь Флигель?

А.Т.: Планируем, что подойдем к кровле к концу января - началу февраля. Рассчитываем, что кровлей будем заниматься в марте 2020. 

На фото: Реставратор I категории Михаил Климов


 



28 Янв, 2019

        Зимой у реставраторов период межсезонья. Ведутся только те работы, которые разрешены по технологиям при минусовых температурах.

В том числе, снежная погода внесла коррективы и в работы на Библиотечном флигеле. Напомним, после разбора здания реставраторы усилили старый бутовый (валунный) фундамент методом инъектирования.

 

Кроме того, в больших промежутках между стенами кладки были выполнены бетонные технологические помещения для инженерного оборудования. Получился своеобразный кессон, который сверху накрыли монолитной бетонной плитой. Таким образом, реставраторам удалось сохранить исторический фундамент и снять с него часть нагрузки. Данные работы выполнены согласно современным требованиям пожарной безопасности и в связи с приспособлением здания для музейного использования.

 

Еще пару недель необходимо, чтобы бетон набрал прочность, и теоретически можно собирать Флигель. Сейчас бревна сруба находятся на удаленной площадке, собраны только нижние венцы.

Все остальные детали флигеля: обшивка, двери, окна - находятся в ангаре на территории усадебного комплекса. Причем, согласно правилам, реставраторы обязаны сохранять все детали, даже отбракованные и непригодные, до окончания работ.

 

Учитывая погодные условия, возможно, что работы по сборке будут перенесены на весну.

В данный момент вопрос сроков сборки в процессе обсуждения. Поскольку фундамент почти готов, может быть начать собирать здание прямо на месте? В таком случае, возможно ли будет одновременно собирать Библиотечный флигель и продолжать работы на Усадебном доме, учитывая достаточно ограниченную по размеру площадку? Или лучше работать на зданиях поочередно? Напомним, сроки реставрации Главного дома сильно сдвинулись от графика из-за обнаруженной альфрейной живописи.

 

Как прокомментировал руководитель контракта Валерий Агапов: «Заказчик с пониманием относится к ситуации. Проводить подобные зимой дорого и может пострадать качество».


 



29 Дек, 2018

Вчера в соцсетях появилась фейковая новость об уничтожении Библиотечного флигеля. В связи с чем сообщаем, что согласно проекту реставрации флигель начали разбирать еще летом для переборки бревен и последующей сборки здания. Об этом мы неоднократно сообщали на нашем официальном сайте в разделе "Новости реставрации" и в группе

https://vk.com/monrepovyborg?w=wall-99022655_3575
https://vk.com/monrepovyborg?w=wall-99022655_4030
https://vk.com/monrepovyborg?w=wall-99022655_4293
https://vk.com/monrepovyborg?w=wall-99022655_3254

После разборки все исторические бревна сруба Флигеля были отвезены на согласованную удаленную площадку в Выборге производителем работ ООО "СПРЦ", где были рассортированы по категориям возможного использования в соответствии с дополнительным микологическим обследованием. Акт - в прикрепленных документах
https://vk.com/monrepovyborg?w=wall-99022655_4399.  По указанному Акту можно использовать для сборки сруба бревна 3 категории, которых около 60%.

Сейчас на удаленной площадке идет сборка сруба Флигеля с учетом бревен, которые можно использовать по заключению микологической экспертизы.

После полной сборки сруба на удаленной площадке, он будет промаркирован , разобран и привезен в парк Монрепо для окончательной сборки согласно маркировки.

Работы по укреплению существующего фундамента Флигеля, а также по устройству железобетонной плиты перекрытия подвала выполняются согласно проекту приспособления Флигеля под современное использование в соответствии с графиком производства работ (именно когда сруб разобран).

Что касается Главного дома, то сейчас работы по его разборке не проводятся. Выполнена маркировка сруба. В настоящее время выполняются обмерные чертежи по срубу после снятия обшивки.

 

На фото сделаны в июле 2018


 



12 Июл, 2018

  Микологическое заключение на здание Библиотечного флигеля получено,  реставраторы начали разборку здания. Что же показало исследование? Рассказывает эксперт-миколог, кандидат биологических наук Евгения Богомолова.

 - В нашем случае мы не можем говорить об одном исследовании, это целый комплекс.  Напомню, до этого  микологическое обследование проходило в 2011-12 годах в ходе подготовки проекта реставрации парка.
Нынешняя реставрация  проходит при непосредственном участии микологов.  Несколько недель назад моя коллега провела обследование, на основании которого было сделано заключение, что для сохранения сруба необходимо его разобрать. Разборка позволяет найти места повреждений жуками-древоточцами и гниль, а также максимально обработать поврежденные части. Сруб флигеля несомненно нуждается в  биоцидной (биозащитной) обработке, а провести ее без разборки технически невозможно.
 

  По нормативным документам постройке присваивается 4-я степень биопоражения в случае,  если более чем 50-60% здания имеют биопоражения 2-3-й  степени (когда древесина превратилась в труху, либо на ней имеются плодовые тела дереворазрушающих грибов). И, такие зоны были обнаружены на здании, но мы не можем полностью оценить состояние бревен, пока мы их не разберем.
 Как раз сейчас реставраторы разбирают сруб и, сортируя, раскладывают бревна в штабеля. Моя функция заключается в том, чтобы посмотреть состояние каждого бревн
а.

 - Ваши первые впечатления

 - По-разному, есть плохие, есть хорошие бревна, какие-то в промежуточном состоянии.  На каждое бревно мы составляем ведомость и обследование с переписью дефектов. 

  - Огромный объем работы!

  - Да. Тоже самое с обшивкой, у каждой доски свой номер и запись в ведомость. Все зафиксируется, документируется. Необоснованных списаний не будет

  - Такая тщательная фиксация обязательна на каждой реставрации?

  - Конечно. Так, например, уже несколько лет ведется реставрация бывшей Дачи лесопромышленника Громова на Каменноостровском проспекте. Методика другая, но мы также внимательно обследуем и документируем каждое бревно

  - Усадебные срубы построены из лиственницы. Говорят, лиственница может простоять тысячу лет?

  - Это миф, лиственница  гниет почти как все породы, она лишь незначительно устойчивее сосны. У нас есть большая практика по современным дачным домам. Часто сталкиваемся с тем, что люди делают из лиственницы первые венцы, или, что совсем плохо, дачу целиком. Дело в том, что у лиственницы высокая плотность, соответственно дом будет холодный. Часто случается, что из-за мокрой древесины дом, даже если он из лиственницы,  загнивает уже на стадии постройки, на нем вырастают домовые грибы.
Хотя лиственница действительно крепче, и устойчивей чем, например, сосна. В ней больше смоляных ходов.

  - Что стало главной причиной разрушения домов в Монрепо?

  - Естественный процесс старения, ослабленная древесина, а также длительные протечки и периоды без отопления и вентиляции.  Главная проблема – жуки-древоточцы, которые разносят по своим буровым ходам также споры грибов. Дом буквально источен, во многих местах древесина выглядит как губка. Это не короеды, а домовый точильщик, который просверливает  ходы внутрь. Говоря простым языком, старую древесину легче грызть.
В ходе реставрации древесина будет обработана специальными пропитками, так что жуки уже не смогут на них покуситься.

P.S.:  Планируется, что здание Флигеля будет разобрано в течение недели. Что касается Главного усадебного дома, то там до сих пор работают художники реставраторы. Как мы сообщали ранее, после очистки стен Большого зала выяснилось, что  есть возможность спасти почти всю подлинную альфрейную живопись ХVIII века верхнего фриза. http://parkmonrepos.org/content/posle-restavracii-v-monrepo-vernetsya-po...
Сейчас реставраторы наносят на живопись последний закрепляющий слой, после чего начнется ее демонтаж. И уже затем, примерно в начале августа, планируется разбор Главного дома.
Как рассказал генеральный директор компании «СПРЦ» Виталий Лисунов:
«Если быть точными, мы промеряем каждое бревно. У нас не просто маркировочная схема с номером – промерена каждая деталь. И это очень затратная по времени работа.
И потом Усадебный дом гораздо сложнее Флигеля, там значительно больше обмеров и рабочей документации».
Соответственно, переносятся и сроки сборки Усадебного дома. С большой осторожностью реставраторы называют начало следующего года.

 

Подпись под фото:
- Эксперт-миколог Евгения Богомолова
- Планируется, что Библиотечный флигель успеют перебрать и собрать в нынешнем году.
-  Фото С. Брандер. Библиотечный флигель. 1912 г. Из собрания музейного ведомства Финляндии.

                                                            Ирина Андреева, пресс-служба музея-заповедника «Парк Монрепо»

 

 


 

Страницы